Основными задачами отдела загса являются:
- правильная, полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь о браке и семье в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав и интересов граждан, государственных и общественных интересов;
- обеспечение реализации основных направлений государственной политики Республики Беларусь, направленной на укрепление института семьи, материнства и детства.
- популяризация и внедрение новых гражданских обрядов торжественной регистрации заключения браков и рождений в торжественной обстановке, в том числе белорусских народных обрядов, направленных на укрепление семьи, повышение статуса семьи в обществе;
- правовое просвещение населения по вопросам законодательства Республики Беларусь о браке и семье и порядка регистрации актов гражданского состояния.
- осуществление методического руководства деятельности горпоссельисполкомов по регистрации актов гражданского состояния.
Отдел загс в целях выполнения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
- производит регистрацию заключения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства и материнства, регистрацию смерти на основании копии решения суда об установлении факта смерти или объявлении гражданина умершим, перемены фамилии, собственного имени, отчества, расторжения брака по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., а также по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе (в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье), вносит изменения, дополнения и исправления в записи актов гражданского состояния, аннулирует и восстанавливает записи актов гражданского состояния на основании решения суда, хранит записи актов гражданского состояния;
- подготавливает материалы и составляет заключения о перемене фамилии, собственного имени, отчества, по внесению изменений, исправлений, дополнений в записи актов гражданского состояния;
- производит снижение брачного возраста несовершеннолетним в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- вносит отметки в документы, удостоверяющие личность:
- при регистрации заключения брака, расторжения брака, установления отцовства и (или) материнства, усыновления (удочерения), перемены фамилии, собственного имени, отчества;
- при внесении изменений, исправлений, дополнений в записи актов гражданского состояния;
- выдает повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, справки, содержащие сведения из записей актов, справки о записи акта гражданского состояния, справки об отсутствии записи акта о заключении брака, а также иные документы, содержащие сведения из актов гражданского состояния.
- вносит достоверные и актуальные персональные данные в государственную систему «Регистр населения» непрерывно, в режиме реального времени через систему каналов связи в хронологическом порядке в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О регистре населения»;
- направляет запрос о предоставлении необходимых сведений в тот отдел загс, архив органов загс, в котором имеется на хранении соответствующая запись акта, рассматривает заявления о снижении брачного возраста и производит снижение брачного возраста в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- направляет заявления, анкеты граждан о получении повторных свидетельств, справок в другие государства, а также исполняет просьбы об оказании правовой помощи компетентных органов иностранных государств, в соответствии с положениями международных договоров Республики Беларусь;
- осуществляет прием граждан и рассматривает обращения граждан и юридических лиц в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, в том числе по заявительному принципу «одно окно»;
- обеспечивает по желанию граждан торжественную обстановку регистрации заключения брака, осуществляет выезд для регистрации заключения брака к месту проведения торжества;
- принимает от городского, поселкового, сельских исполнительных комитетов первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, проверяет правильность их оформления и заполнения, осуществляет контроль за хранением, учетом и расходованием ими бланков свидетельств строгой отчётности;
- ведет в установленном порядке учет записей актов гражданского состояния, совершенных по району, представляет отчеты о регистрации актов гражданского состояния органам государственной статистики, а также главному управлению юстиции облисполкома в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
- обеспечивает учет и хранение первых экземпляров книг регистрации актов гражданского состояния, бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, другой документации в течение установленных сроков;
- направляет вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, подлежащих статистической разработке, в органы государственной статистики; вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, не подлежащих статистической разработке – в сектор архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния главного управления юстиции Минского облисполкома;
- выдает копии записей актов гражданского состояния по запросам прокуратуры, суда, органов уголовного преследования, нотариусов в связи с нахождением дел в их производстве, а также консульских учреждений дипломатических представительств Республики Беларусь, органов загса, Министерства юстиции Республики Беларусь, других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами;
- проводит работу по правовому просвещению населения в области брачно-семейного законодательства, укреплению брачно-семейных отношений, выступает в средствах массовой информации с разъяснением законодательства Республики Беларусь о браке и семье, порядка регистрации актов гражданского состояния;
- оказывает дополнительные платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
- организует выполнение решений райисполкома, вышестоящих государственных органов по вопросам, относящимся к компетенции отдела загса;
- изучает и обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь о браке и семье при регистрации актов гражданского состояния в городском, поселковых, сельских исполнительных комитетах, вносит в управление юстиции предложения по распространению их положительного опыта работы;
- проверяет соблюдение законодательства Республики Беларусь должностными лицами городского, поселкового, сельских исполнительных комитетов при регистрации актов гражданского состояния;
- проводит семинары и оказывает методическую помощь должностным лицам городского, поселкового, сельских исполнительных комитетов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, обобщает и распространяет положительный опыт их работы.
- выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.