Адрас:

220073, г. Мінск, вул. Альшэўскага, 8

Тэлефон прыёмнай:

+375 (17) 270-50-24

Рэжым працы

x

Рэжым працы
Панядзелак-пятніца
з 8.30 да 17.30,
абед з 13.00 да 14.00
Субота-нядзеля - выхадны

Прыём зваротаў ад грамадзян і прадстаўнікоў юрыдычных асоб ажыццяўляецца ў каб. 215/7 у панядзелак з 8.30 да 20.00, аў., пар., пт. з 08.30 да 17.30, пятніца з 8.00 да 17.30, абед з 13.00 да 14.00. Тэлефон для даведак: 8(017) 270 43 69.

Заявы па ажыццяўленні адміністрацыйных працэдур прымаюцца панядзелак з 8.00 да 20.00, без абеду, аўторак, серада, чацвер, пятніца з 8.00 да 17.00, абед з 13.00 да 14.00. 1-я і 3-я субота месяца з 9.00 да 13.00 Нядзеля-выхадны. Тэлефон для даведак: 8 (017) 270 75 77, 8 (017) 270 63 61, 8 (017) 270 33 50, 8 (017) 270 52 97.

Асабісты прыём грамадзян, іх прадстаўнікоў, прадстаўнікоў юрыдычных асоб начальнікамі структурных падраздзяленняў Мінскага райвыканкама ажыццяўляецца ў адпаведнасці з зацверджаным графікам

Графік правядзення кансультацый грамадзян, іх прадстаўнікоў, прадстаўнікоў юрыдычных асоб спецыялістамі структурных падраздзяленняў Мінскага раённага выканаўчага камітэта

Адзіны тэлефонны нумар даведачнай службы «адно акно»: 142

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Минскому району

«Общие данные об инспекции. Режим работы»

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Минскому району (далее - инспекция) находится по адресу:

220140 г. Минск, ул. Притыцкого, д.90
УНП 600003342,
код 613
Телефон приёмной: (8-017) 359 18 30, (8-017) 378 97 39 факс.
Телефон доверия: 189, +375 17 229 79 79
Электронный адрес: Гэты адрас электроннай пошты абаронены ад спам-ботаў. У вас павінен быць уключаны JavaScript для прагляду. (не для направления электронных обращений)

Инспекция работает в режиме пятидневной рабочей недели.
Рабочий день устанавливается с 8.30 до 17.30 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00.
Выходные дни: суббота и воскресенье.

Режим работы при осуществлении административных процедур в отношении граждан установлен: понедельник, четверг с 8.00 до 19.00 без обеденного перерыва, а в иные рабочие дни – согласно общеустановленного режима работы инспекции.

Вышестоящие налоговые органы:

Инспекция МНС Республики Беларусь по Минской области
Адрес: 220012, г. Минск, ул. Сурганова, 28
Режим работы с 8.30 до 17.30 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00
Выходные дни: суббота, воскресенье.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
220010, г. Минск, ул. Советская, 9
Режим работы с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00
Выходные дни: суббота, воскресенье.

    1. «График личного приема граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также представителей юридических лиц руководством инспекции»:

Занимаемая должность

Фамилия, имя, отчество

Дни приема

Время приема

Номер кабинета, служебного телефона

Начальник инспекции

Ковальчук

Андрей Владимирович

Первая среда месяца

08.00-13.00

217,
8-17-359-18-31

Первый заместитель начальника инспекции

 

 

 

08.00-13.00

218,
8-017-359-18-32

Заместитель начальника инспекции

Кананович

Глеб Алексеевич

Четвертая среда месяца

08.00-13.00

201,
8-017-359-18-33

Заместитель начальника инспекции

Нетрусова

Елена Валерьевна

Третья и пятая среда месяца

08.00-13.00

103,
8-017-359-18-34

Предварительная запись на личный прием граждан, индивидуальных предпринимателей, представителей юридических лиц к руководству осуществляется по телефону (8017) 359 18 30 либо с помощью электронных средств связи.

    1. График проведения «прямых телефонных линий» руководством инспекции МНС по Минскому району»

Должность

Ф.И.О.руководителя

День проведения «прямой телефонной линии

Служебный телефон

Начальник инспекции

Ковальчук

Андрей Владимирович

Первая среда месяца

8-17-359-18-31

Первый заместитель начальника инспекции

 

 

 


8-017-359-18-32

Заместитель начальника инспекции

Кананович

Глеб Алексеевич

Четвертая среда месяца


8-017-359-18-33

Заместитель начальника инспекции

Нетрусова

Елена Валерьевна

Третья и пятая среда месяца


8-017-359-18-34

Время проведения с 9-00 до 12-00

  1. Книга замечаний и предложений находится:

Понедельник, четверг с 8.00 до 19.00

вторник, среда, пятница с 8.30 до 17.30 – на стойке администратора операционного зала Центра обслуживания плательщиков;

Ответственные за ведение и хранение книги замечаний и предложений:

Сокол Николай Петрович, начальник управления по работе с плательщиками, а в случае его отсутствия – Лаппо Александр Чеславович, заместитель начальника управления по работе с плательщиками


Горячие линии

Горячая линия» по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с деятельностью инспекции МНС Республики Беларусь по Минскому району, проводится в рабочие дни в рабочее время с 8-00 до 13-00 и с 14-00 до 17-00 по телефону (8-017) 359-20-00.

По телефону «горячей линии» можно получить справочно-консультационную информацию по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц» обращения, поступившие на «горячую линию», не подлежат учёту.


Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2021 г. № 230 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»

Советом Министров Республики Беларусь 22 апреля принято постановление № 230 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление).

Постановление принято в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 9), предусматривающего совершенствование действующего в Республике Беларусь механизма маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, а также создание нового механизма – маркировки товаров средствами идентификации, предусмотренного Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 (далее – Соглашение).

Так, в частности, постановлением определяются:

перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками;

перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации

необходимость маркировки остатков товаров, возникающих на дату включения товаров в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.

Перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, в целом аналогичен действующему перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 и включающему по состоянию на 22.03.2021 более 20 товарных позиций (чай, кофе, телевизоры, ноутбуки, масло растительное и др.). Определение указанного перечня обусловлено предусмотренным Указом № 9 переходом от широкого ассортимента контрольных (идентификационных) знаков различных видов, применяемых для маркировки каждой товарной позиции, на использование унифицированных контрольных знаков.

Справочно. Из перечня исключены соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ» и «воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки» в потребительской упаковке вместимостью до 0,25 литра включительно.

В перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации включены:

изделия из натурального меха, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4303 10 901 0 - 4303 10 906 0, 4303 10 908 0 (маркировка в Республике Беларусь осуществляется с 20 марта 2016 г.);

обувь,классифицируемая кодами ТН ВЭД ЕАЭС 6401, 6402, 6403, 6404, 6405 (срок введения маркировки – с 01.11.2021, маркировка остатков – до 01.03.2022);

отдельные товары легкой промышленности, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 6201, 6202, 6302 (срок введения маркировки – с 01.03.2022, маркировка остатков – до 01.07.2022);

шины и покрышки пневматические резиновые новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3,
4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 50 000 1,
4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 (срок введения маркировки – с 01.12.2021, маркировка остатков – до 01.04.2022);

молочная продукция, классифицируемая кодами единой ТН ВЭД ЕАЭС 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 (срок введения маркировки для сыров и мороженого – с 08.07.2021, для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток – с 01.09.2021, со сроком хранения до 40 суток (включительно) – с 01.12.2021, необходимость маркировки остатков не предусматривается).

Также постановлением устанавливается дополнительная операция (этап оборота товаров), при осуществлении которого у субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, подлежащих маркировке, возникает обязанность по передаче сведений о них и дополнительной операции (этапе оборота товаров) в систему маркировки.Таким дополнительным этапом будет являться продажа (перемещение) товара в рамках трансграничной торговли.Субъекты хозяйствования, осуществляющие продажу (перемещение) в рамках трансграничной торговли товаров, маркированных средствами идентификации, до осуществления такой операции должны будут передать в систему маркировки информацию, определяемую Министерством по налогам и сборам.

В связи с изменением терминологии в сфере маркировки товаров, а также отменой изготовления и фактического использования (после использования всех ранее приобретенных) контрольных (идентификационных) знаков в связи с переходом на использование унифицированных контрольных знаков, постановлением вносятся изменения в отдельные постановления Совета Министров.

Постановление вступает в силу с 8 июля 2021 г.

Приложение 2

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496»

Советом Министров Республики Беларусь 23 апреля принято постановление № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусьот 29 декабря 2020 г. № 496» (далее – постановление).

Постановление принято в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» (далее – Указ № 496), предусматривающего создание системы прослеживаемости товаров,под которой понимается информационная система сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров, внедрение которой предусмотрено Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29.05.2020.

Так, в частности постановлением устанавливаются:

перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее – перечень);

единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных;

необходимость, порядок и сроки представления сведений об остатках товаров, включенных в перечень;

порядок осуществления EDI-провайдером контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверки наличия в Программном комплексе «Система прослеживаемости товаров» (далее – ПК СПТ) сведений о товарах, указанных в электронных накладных;

порядок отказа EDI-провайдера в передаче EDI-провайдеру грузополучателя или грузополучателю электронных накладных в случаях их несоответствия установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;

дополнительные реквизиты, подлежащие указанию в электронных накладных.

В соответствии с постановлением в Республике Беларусь с 1 декабря 2021 г. вводится прослеживаемость в отношении двух товарных групп:

холодильники и морозильники бытовые, классифицируемые кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС)8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 100 0, 8418 21 510 0,
8418 21 590 0, 8418 21 910 0, 8418 21 990 0, 8418 30 200 1, 8418 30 800 1, 8418 40 200 1, 8418 40 800 1;

шины и покрышки пневматические резиновые новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3,
4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 50 000 1,
4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.

Прослеживаемости будут подлежать также остатки таких товаров, имеющихся у субъектов хозяйствования по состоянию на 01.12.2021. При этом постановлением предусматривается, что сведения об остатках товаров, включенных в перечень товаров,представляются субъектами хозяйствования в налоговые органы по месту постановкина учет в виде электронного документа до осуществления операций, связанныхс оборотом остатков таких товаров, но не позднее сроков, установленных в перечне(в отношении холодильников и морозильников – не позднее
01 февраля 2022 г., в отношении шин и покрышек – не позднее 1 апреля 2022 г.).

Также постановлением установлено, что при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами-членами Евразийского экономического союза, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости
(далее – перечни), в товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документовподлежат указанию следующие дополнительные реквизиты:

код товара на уровне десяти знаков в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных,установленные Советом Министров Республики Беларусь (далее – единицы измерения, в отношении холодильников и морозильников, а также шин и покрышек – штуки);

количество товара в единицах измерения;

цена за единицу измерения товара;

тип, дата и номер приходного документа, по которому был получен товар,указываемый в электронной накладной;

номер строки в приходном документе, по которому был получен товар, указываемыйв электронной накладной.

При составлении субъектами хозяйствования электронных сообщений, создаваемых грузоотправителем приотгрузке товаров, включенных в перечни, в адресорганизации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, и (или)иностранного гражданина, и (или) лица без гражданства, осуществляющихпредпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, в таких сообщениях в дополнение к реквизитам, установленным для товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов буду указываться следующие реквизиты:

серия и номер бланка товарной накладной, составляемой на бумажном носителе,которая будет использоваться при доставке грузополучателю указанных в сообщении товаров посредством почтовой связи или иного вида доставки, включаядоставку железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (при международнойавтомобильной перевозке) транспортом;

код страны грузополучателя;

наименование страны грузополучателя;

код страны, по территории которой осуществляется перевозка товаров;

наименование страны, по территории которой осуществляется перевозка товаров.

Кроме того, постановлением регламентирован порядок осуществления контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверки наличия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных и отказа в дальнейшей передаче электронной накладной в случае установленияих несоответствия установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных.

Так, в частности постановлением предусматривается, что EDI-провайдер при получении от субъекта хозяйствования – грузоотправителя электронной накладной, содержащей сведения о прослеживаемых товарах обязан:

осуществить контроль за соответствием электронных накладных форматам, установленным постановлением;

Справочно. В настоящее время такие форматы установлены постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.12.2019 № 12/76/42/20.

проконтролировать заполнение в электронной накладной всех дополнительных реквизитов (указание всех сведений), обязательность которых установлена постановлением;

осуществить запрос в ПК СПТ на предмет наличия в нем сведения о товарах, указанных в электронных накладных.

В случае установления EDI-провайдером несоответствий по результатам проверки самостоятельно (на предмет соответствия установленным форматам и заполнением всех обязательных реквизитов) либо при получении отрицательного ответа от ПК СПТ постановлением предусматривается, что такие электронные накладные не подлежат дальнейшей передаче и возвращаются создавшему их субъекту хозяйствования с приложением информации о причине такого возврата.

Одновременно, учитывая, что Указом № 496 на EDI-провайдеров возлагается ряд обязанностей по обеспечению реализации механизма прослеживаемости, постановлением предусматривается установление дополнительного требования к EDI-провайдерам в части обеспечения работоспособности информационной системы электронного документооборота EDI-провайдера в части взаимодействия с МНС по представлению сведений, подлежащих контролю и (или) включению в ПК СПТ.

Учитывая, что в соответствии с нормами Указа № 496 функционирование ПК СПТ обеспечивается МНС, проектом постановления предусматривается, что порядок подтверждения работоспособности информационной системы электронного документооборота EDI-провайдера в части взаимодействия с МНС по представлению сведений, подлежащих контролю и (или) включению в ПК СПТ, будет устанавливаться МНС.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.


Инспекция МНС по Минскому району информирует.

В целях расширения возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги) и использования платежных терминалов в объектах (при осуществлении видов деятельности), указанных в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16), расширения сферы использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах, сокращения случаев, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования, и урегулирования других вопросов принято постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 203/4).

Постановлением № 203/4 в целях развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов предусмотрено расширение перечня объектов и видов деятельности, в которых и (или) при осуществлении которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы, а именно:

в объектах бытового обслуживания населения, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену(вступает в силу через 24 месяца с даты официального опубликования постановления № 203/4);

в объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту (вступает в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4).

Также постановлением № 203/4 предусматривается снижение порогового значения (при обслуживании с 250 пассажиров до 50 пассажиров в сутки) для станций ГО «Белорусская железная дорога» в части возникновения обязанности установки и использования платежных терминалов (вступает в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4).

При этом, постановлением № 203/4 предусмотрено, что для целей постановления № 924/16 под платежным терминалом понимается программно-техническое устройство, мобильное устройство с платежным приложением, устанавливаемое в соответствии с договором эквайринга и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек с последующим формированием карт-чека. Таким образом, расходы, связанные с приобретением платежных терминалов, могут быть минимизированы в случае приобретения мобильных устройств с платежным приложением.

В целях обеспечения установки и использования платежных терминалов субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно заключить договор с банком-эквайером и приобрести соответствующее оборудование (платежное приложение).

Также постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения торговой площади торговых объектов с 650 квадратных метров до 200 квадратных метров в отношении обязанности использования субъектами хозяйствования в этих торговых объектах, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах (данное изменение вступает в силу через 12 месяцев после официального опубликования постановления № 203/4). В связи с этим субъектам хозяйствования, осуществляющим продажу товаров в торговых объектах с торговой площадью 200 квадратных метров и более, необходимо будет использовать кассовые суммирующие аппараты и (или) программные кассы, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах. При этом обращаем внимание, что дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Расширение обязанности применения кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет товаров с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси, на торговые объекты с торговой площадью 200 квадратных метров и более, позволит получать в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) информацию о реализации конкретных товаров и ценах на них. У налоговых органов появится возможность сопоставлять информацию из иных информационных ресурсов с данными СККО на предмет легальности получения товаров, «входных» цен на них, для снижения возможности сокрытия налогооблагаемой выручки.

Постановлением № 203/4 предусмотрено сокращение ряда случаев, когда субъекты хозяйствования, могут не использовать кассовое оборудование. Так, постановлением № 203/4 из числа существующих сейчас изъятий исключаются:

осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;

торговля непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах;

осуществление разносной торговли плодоовощной продукцией;

выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);

осуществление обучения несовершеннолетних;

оказание бытовых услуг и осуществление розничной торговли товарами в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену (вступает в силу через 24 месяца с даты официального опубликования постановления № 203/4);

оказание услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.

По большинству указанных выше случаев изменения вступают в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4, в связи с чем у субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в указанных случаях, возникнет обязанность использования кассового оборудования. При этом плательщики могут для этих целей использовать как кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО), так и программные кассы, разрешенные к использованию в Республике Беларусь. Указанным субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно приобрести кассовое оборудование (программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты, обеспечивающие установку СКНО, и принять меры по подключению кассового оборудования к СККО, предварительно заключив с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) договор на подключение кассового оборудования к СККО (соответствующая информация размещена на сайте РУП ИИЦ www.skko.by).

Введение постановлением № 203/4 обязанности использования в указанных выше случаях кассового оборудования позволит усилить контроль за достоверностью выручки субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а также обеспечить защиту прав покупателя путем выдачи ему платежного документа по каждому факту продажи товаров (работ, услуг). Кроме того, применение кассового оборудования позволит исключить бумажное оформление каждого факта приема наличных денежных средств, что является наиболее трудоемким процессом, чем использование в работе кассового оборудования, повысит скорость и качество оформления расчетов с покупателями (потребителями), а также будет способствовать легализации выручки субъектов хозяйствования и укрепит потребительские гарантии покупателя.


Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 203/4) принято в целях расширения возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги) как альтернативы установки и использования платежных терминалов в объектах (при осуществлении видов деятельности), указанных в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16), исключения норм, предусматривающих обязанность регистрации кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометром, билетопечатающих машин (далее – кассовый аппарат) в налоговом органе, снижения порогового значения в отношении обязанности использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах, сокращения случаев, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования, и урегулирования других вопросов.

Вопросы использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, безналичных денежных средств при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR-кодов и (или) мобильных приложений при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулируются постановлением № 924/16 и утвержденным этим постановлением Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее –Положение № 924/16).

В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 2 постановления № 924/16, в том числе с учетом внесенных изменений, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы ”БЕЛКАРТ“, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах (при осуществлении видов деятельности) согласно приложению 1 к постановлению № 924/16, за исключением случаев, установленных в подпункте 2.9 пункта 2 постановления № 924/16. При этом для целей постановления № 924/16 под платежным терминалом понимается программно-техническое устройство, мобильное устройство с платежным приложением (далее – платежный терминал), устанавливаемое в соответствии с договором эквайринга и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек (далее – карточки) с последующим формированием карт-чека.

В целях исключения затрат субъектов хозяйствования на замену платежных терминалов, которые не обеспечивают прием бесконтактных карточек, а также для обеспечения возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), внесено соответствующее изменение в постановление № 924/16, предусматривающие возможность использования субъектами хозяйствования мобильных устройств с платежным приложением, выполняющих функции платежного терминала, при условии обеспечения приема оплаты с использованием бесконтактных и контактных карточек платежных систем Visa, MasterCard, БЕЛКАРТ, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь.

В подпункт 2.91 пункта 2 постановления № 924/16 вносится соответствующее уточнение о том, что выдачу наличных денежных средств держателям карточек через кассовое оборудование, подключенное к СККО, вправе осуществлять юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги только при включении в договоры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и банками-эквайерами положений, предусматривающих порядок и условия выдачи от имени и по поручению банков-эквайеров наличных денежных средств в белорусских рублях держателям карточек.

В целях развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов путем расширения перечня объектов и видов деятельности, в которых и (или) при осуществлении которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы, а также учитывая, что постановлением № 203/4 вносятся изменения в подпункты 35.16 и 35.17 Положения № 924/16, предусматривающие исключение из случаев, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования и платежных терминалов, объектов бытового обслуживания населения, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену, соответствующие изменения вносятся в пункт 3 перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 (далее – перечень объектов). Для данного изменения предусмотрен срок его вступления в силу 24 месяца с даты официального опубликования постановления № 203/4.

Также постановлением № 203/4 перечень объектов дополняется пунктом 19, предусматривающим необходимость использования платежных терминалов в объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту. Срок вступления в силу данной нормы установлен через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 203/4.

Указанные изменения позволят увеличить долю безналичных расчетов, предоставят потребителям возможность оплаты услуг посредством карточек с использованием платежных терминалов. Безналичные платежи, к которым относятся расчеты банковскими платежными карточками посредством применения платежных терминалов, в полном объеме отражаются на текущих (расчетных) счетах субъектов хозяйствования, что обеспечивает достоверный учет выручки.

Постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения (при обслуживании с 250 пассажиров до 50 пассажиров в сутки) для станций ГО «Белорусская железная дорога» в части возникновения обязанности установки и использования платежных терминалов. Помимо прочих причин, препятствующих безналичным расчетам, потребители называли недостаточность соответствующей инфраструктуры, то есть ограниченность мест, где можно осуществить безналичные платежи с помощью карточки, что нарушает интересы граждан (потребителей) – держателей карточек, выданных в рамках «зарплатных» проектов. В этой связи постановлением № 203/4 предусмотрена возможность оплаты железнодорожных билетов посредством карточек в кассах станций Белорусской железной дороги, в которых обслуживается более 50 пассажиров в сутки и при наличии сотовой подвижной электросвязи. Данная норма вступает в силу через шесть месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4.

В Республике Беларусь рядом банков внедрены в эксплуатацию мобильные платежные сервисы (мобильные приложения, устанавливаемые на мобильные устройства) для оплаты пассажирами услуг проезда в городском общественном транспорте, «маршрутных такси». При использовании таких мобильных платежных сервисов оплата проезда пассажиром осуществляется без непосредственного обслуживания водителем пассажира, связанного с приемом средств платежа. Соответственно, например, в «маршрутном такси» водитель прием наличных денежных средств при оплате пассажиром проезда осуществляет с использованием кассового оборудования, непосредственно контактируя с лицом, передающим ему наличные денежные средства. При оплате пассажиром проезда с использованием мобильного платежного сервиса, такая оплата не проводится через кассовое оборудование, так как прием (передача) средств платежа осуществляется без непосредственного обслуживания водителем пассажира, связанного с приемом средств платежа. Соответственно постановлением № 203/4 пункт 1 Положения № 924/16 дополнен частью пятой, в соответствии с которой не требуется использование кассового оборудования при выполнении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси), перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, если прием средства платежа осуществляется с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений,позволяющих в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, при осуществлении расчетов в безналичной форме в транспортных средствах.

Постановлением № 203/4 введено новое определение термина «заявитель кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин» (далее - заявитель), а также уточнено определение термина «центр технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин» (далее – ЦТО). Указанные изменения обусловлены необходимостью совершенствования общественных отношений, связанных с четким определением круга лиц, которые могут являться заявителями, а также получением общедоступной информации о ЦТО, имеющих право на техническое обслуживание и ремонт соответствующих моделей кассовых аппаратов, в государственном информационном ресурсе – Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. Данная норма вступает в силу через шесть месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4.

Поскольку в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 постановления
№ 924/16, с 1 декабря 2020 г. все кассовое оборудование, используемое субъектами хозяйствования, подключено к СККО, постановлением № 203/4 внесены соответствующие изменения в Положение № 924/16 по исключению норм, предусматривающих обязанностирегистрации кассовых аппаратов в налоговом органе, ведения книги кассира, формирования и хранения контрольных лент, иных норм, регулирующих вопросы, связанные с регистрацией кассовых аппаратов в налоговом органе, так как данные нормы не распространяются на кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов и подключенное к СККО. При этом в центр обработки данных СККО поступает вся необходимая информация о денежных средствах, принятых субъектами хозяйствования с использованием кассового оборудования, подключенного к СККО, а также на основании совершаемых на кассовом оборудовании операций регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег и операций регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег обеспечивается формирование информации о наличии наличных денежных средств в ящике для денег кассового оборудования. Также постановлением № 203/4 предусмотрена отмена формы книги кассира.

Соответствующие изменения по исключению административных процедур, связанных с регистрацией и снятием с регистрации кассовых аппаратов в налоговых органах, внесены в законодательство об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения торговой площади торговых объектов с 650 квадратных метров до 200 квадратных метров в отношении обязанности использования субъектами хозяйствования в этих торговых объектах, за исключением объектов потребительской кооперации расположенных на территории сельской местности, кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах.

Следует отметить, что дифференцированный учет – это автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах, в том числе формирование такой информации в платежном документе и ее доведение до сведения покупателей. Таким образом, расширение обязанности по обеспечению на кассовом оборудовании дифференцированного учета данных о товарах позволит повысить прозрачность и контроль оборачиваемости товаров в розничной торговле и, соответственно, достоверность и полноту учета выручки.

В целях охвата всего спектра существующих дополнительных услуг и товаров, которые организации автомобильного транспорта могут оказывать при перевозке пассажиров и багажа с использованием специальной компьютерной системы, абзац пятый части первой пункта 27 Положения № 924/16 изложен в соответствующей редакции, а именно специальная компьютерная система используется для приема денежных средств при оказании услуг организациями автомобильного транспорта при продаже билетов на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, продаже товаров и (или) оказании иных услуг, связанных с перевозкой пассажиров, багажа автомобильным транспортом, а также сопутствующих перевозке услуг. Такое решение позволяет исключить затраты организаций автомобильного транспорта в части приобретения дополнительных кассовых аппаратов и их технического обслуживания.

В связи с истечением с 1 декабря 2020 г. сроков подключения кассового оборудования, используемого индивидуальными предпринимателями, к СККО (последний этап подключения), и, соответственно, прекращением для этих целей модернизации кассовых аппаратов постановлением № 203/4 исключен подпункт 35.2 пункта 35 Положения № 924/16.

Среди мер, направленных на расширение налоговой базы и повышение собираемости платежей в бюджет, приняты меры по сокращению случаев, когда субъекты хозяйствования могли не использовать кассовое оборудование. Сокращение перечня случаев, при которых субъекты хозяйствования не обязаны использовать кассовое оборудование, позволит в режиме реального времени через кассовое оборудование, подключенное к СККО, получать информацию о денежной выручке субъектов хозяйствования. Постановлением № 203/4 из числа существующих сейчас изъятий исключается:

осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;

торговля непродовольственными товарами на ярмарках,на торговых местах;

осуществление разносной торговли плодоовощной продукцией;

выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);

осуществление обучения несовершеннолетних;

оказание бытовых услуг и осуществление розничной торговли товарами в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену;

оказание услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.

В целях обеспечения надлежащего контроля за отражением субъектами хозяйствования выручки, получаемой при продаже непродовольственных товаров на торговых местах на рынках и ярмарках, при продаже плодоовощной продукции при осуществлении разносной торговли товарами, при выполнении работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности), оказании бытовых услуг, оказании услуг субъектами хозяйствования по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания, обучении несовершеннолетних постановлением № 203/4 вводится обязанность использования кассового оборудования. Данные меры позволят усилить контроль за достоверностью выручки указанных субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а также обеспечить защиту прав покупателя путем выдачи ему платежного документа по каждому факту продажи таких товаров или оказания таких услуг.

Постановлением № 203/4 предусмотрено, что данные изменения вступают в силу через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 203/4, а в отношении объектов оказания бытовых услуг – через двадцать четыре месяца после официального опубликования постановления № 203/4.

Постановлением № 203/4 соответствующие уточнения также вносятся в пункты 37 и 38 Положения № 924/16.

Вопросы розничной торговли пивом регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта
2006 г. № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли» (далее – постановление № 317). Постановлением № 317 не предусмотрена возможность продажи в розлив пива на открытых территориях вне магазинов, павильонов, объектов общественного питания, иных стационарных объектов. Учитывая изложенное, постановлением № 203/4 из подпункта 35.9 Положения № 924/16 исключена возможность продажи в розлив пива на открытых территориях вне торговых объектов, объектов общественного питания.


О налоговой декларации (расчете) по налогу на доходы за 1-ый квартал 2021 г.

Министерство по налогам и сборам (далее – МНС) по вопросам заполнения раздела I налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – декларация, налог на доходы), подлежащей представлению за первый квартал 2021 г., информирует.

Форма декларации утверждена приложением 5 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (в ред. от 15.01.2021). Порядок ее заполнения установлен главой 6 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (далее – Инструкция), утвержденной вышеназванным постановлением.

1) При заполнении графы 12 раздела I(за налоговые периоды с 01.01.2021) при применении льгот и (или) пониженной ставки налога на доходы, установленных международным договором об избежании двойного налогообложения (далее – МД), согласно абзацу третьему пункта 61 Инструкции должен указываться код страны, положения МД с которой служат основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога по пониженной ставке и применены при заполнении соответствующей строки раздела I.

До завершения актуализации функционала программного обеспечения налоговых органов, используемого для создания декларации, допускается при заполнении графы 12 раздела I декларации (в частности, за первый квартал 2021 г.) при применении льгот и (или) пониженной ставки налога на доходы, установленных МД, указывать, как и ранее, названиетакого МД.

2) Если постоянное местонахождение иностранной организации подтверждается сведениями международного справочника «The Bankers Almanac», международного каталога «BIC Directory», международного электронного каталога «Bankers World Online» или международного справочника «Airline Coding Directory» и в графе 12 соответствующего раздела Iдекларации указывается о применении МД, то при заполнении информации о подтверждении постоянного местонахожденияв графе 6 указывается 05, в графе 7 указывается код страны, положения МД с которой применяются при налогообложении такой организации.


О транспортном налоге

В связи с возникающими на практике вопросами, связанными с исчислением транспортного налога организациями и включением транспортного налога в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – затраты по производству и реализации), сообщается.

  1. Согласно пункту 1 статьи 307-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) плательщиками транспортного налога признаются организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 307-2 НК объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее - ГАИ).

Справочно. В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849, регистрация транспортного средства - административная процедура, осуществляемая регистрационными подразделениями ГАИ по заявлению собственника, при которой производятся выдача собственнику транспортного средства, иному лицу, которому оно принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее - собственник), транспортного средства регистрационного документа и регистрационных знаков.

По общему правилу транспортные средства регистрируются за собственниками, указанными в документах, подтверждающих законность приобретения (получения) транспортного средства. После регистрации транспортного средства собственнику выдается свидетельство о регистрации, форма бланка которого устанавливается МВД.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 НК филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этого юридического лица в части своей деятельности.

Учитывая изложенное, в случае, когда в свидетельстве о регистрации транспортного средства в качестве собственника транспортного средства указан филиал, удовлетворяющий нормам пункта 3 статьи 14 НК, такой филиал исполняет налоговые обязательства юридического лица по транспортному налогу: исчисляет и уплачивает транспортный налог в бюджет, представляет налоговую декларацию (расчет) по транспортному налогу с организаций.

  1. Статьей 307-10 НК установлено, что суммы транспортного налога включаются плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации. Особенностей включения сумм транспортного налога в состав затрат по производству и реализации НК не установлено.

Статьей 307-6 НК установлено, что транспортный налог за налоговый период (календарный год) исчисляется как произведение налоговой базы (количество транспортных средств) и налоговой ставки.

В соответствии с пунктами 1, 4 и 5 статьи 307-7 НК по транспортным средствам, в отношении которых в течение налогового периода (календарного года) была осуществлена регистрация в ГАИ, а также произошло истечение срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина, (осуществлено снятие с учета в ГАИ), транспортный налог исчисляется (прекращает исчисляться) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором, соответственно осуществлена государственная регистрация транспортного средства транспортного налога, произошло истечение срока действия разрешения действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (осуществлено снятие транспортного средства с учета в ГАИ).

На основании пункта 8 статьи 307-7 и пункта 4 статьи 307-8 НК организации за I, II и III кварталы уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, которые исчисляются размере одной четвертой суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств начало I, II и III кварталов соответственно.

Согласно пункту 1 статей 39,170 НК затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

С учетом изложенного, организации могут самостоятельно выбрать один из нижеперечисленных способов включения транспортного налога, отраженного в бухгалтерском учете, в состав затрат по производству и реализации:

  1. ежеквартально в сумме исчисленного транспортного налога за отчетный квартал исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и ставок налога (на основании пунктов 1, 4, 5 статьи 307-7 НК);
  2. I, II и III кварталах – в сумме авансовых платежей за I, II и III кварталы соответственно; в IV квартале – в сумме увеличения или уменьшения нарастающим итогом затрат по производству и реализации на сумму, определенной в виде разницы между годовой суммой транспортного налога, отраженной в налоговой декларации (расчете) по транспортному налогу за календарный год и суммой авансовых платежей за I-III кварталы (на основании пункта 8 статьи 307-7 и пункт 4 статьи 307-8 НК).

Об учете курсовых разниц при исчислении налога на прибыль

Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 18.02.2021 № 51 (далее – Указ № 51) сообщают следующее.

Указом № 51 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее – Указ № 159), предусматривающие предоставление права коммерческим организациям (за исключением банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций) (далее – коммерческие организации) суммы разниц, образующиеся с 1 января 2021 г.[1] по 31 декабря 2022 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь (далее – курсовые разницы), относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при исчислении налога на прибыль, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г.

Учитывая изложенное, коммерческими организациями, воспользовавшимися в 2021 году правом отнесения курсовых разниц на доходы (расходы) будущих периодов, в порядке, предоставленном Указом № 159:

вносятся изменения в положение об учетной политике (в части установления порядка и сроков включения курсовых разниц в состав внереализационых доходов (расходов), учитываемых при исчислении налога на прибыль) на дату вступления в силу Указа № 51 (20 февраля 2021 года) с распространением действия на отношения, возникшие с 1 января 2021 года;

курсовые разницы, образовавшиеся с 1 января 2021 года, включаются в состав внереализационных доходов (расходов) при исчислении налога на прибыль на дату признания их в бухгалтерском учете в качестве доходов (расходов) по финансовой деятельности.

Совместное разъяснительное письмо Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам от 07.04.2021 № 15-1-20/25/2-2-10/00803 «Об учете курсовых разниц при исчислении налога на прибыль» (http://www.nalog.gov.by/ru/razjasnenija_ru/view/r-sovmestnoe-razjjasnitelnoe-pismo-ministerstva-finansov-i-ministerstva-po-nalogam-i-sboram-ot-07042021-15-1-39356/).

[1] Указ № 51 распространяет свое действия на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.


О разъяснении норм законодательства по применению ставки земельного налога (коэффициента по арендной плате) по земельным участкам, на которых расположены торговые центры, торговые объекты, входящие в торговую сеть

Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон № 72-З) внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), в частности в приложение 6 к НК.

Так, с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента на земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость, предоставленные для размещения:

торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;

торговых объектов, входящих в торговую сеть.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности (далее – арендная плата), исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, предоставленный для размещения:

торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;

торговых объектов, входящих в торговую сеть (п. 7 ст. 3 Закона № 72-З).

Справочно: в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 128-З):

торговый центр – совокупность расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания розничных торговых объектов и иных объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказываются услуги населению;

торговый объект – капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли;

торговая сеть – два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Функциональное использование земельного участка (вид оценочной зоны) определяется при исчислении земельного налога в соответствии с приложением 5 к НК на основании целевого назначения земельного участка, установленного местным исполнительным комитетом (п. 3 ст. 240 НК), при исчислении размера ежегодной арендной платы - в соответствии с приложением 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 160) (п.п. 1.2 п. 1 Указа № 160).

Применение ставки в размере 1,5 процента и коэффициента к кадастровой стоимости 0,015 в части земельных участков, на которых расположены торговые центры, в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры.

В случае, если из решения местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка и иных правоудостоверяющих документов прямо не усматривается для обслуживания какого именно вида торгового центра (торгово-делового центра, торгово-развлекательного центра, административно-торгового центра) предоставлен и (или) фактически используется земельный участок, относящийся к общественно-деловой зоне, то для определения ставки, по которой подлежит исчислению земельный налог (коэффициента, с применением которого подлежит исчислению арендная плата), необходимо принимать во внимание положения Закона № 128-З, которым определено, что признается торговым центром.

Исходя из определения торгового центра, содержащегося в Законе № 128-З, торгово-развлекательный центр удовлетворяет критериям торгового центра, соответственно, по земельным участкам, на которых расположены торговые центры, торгово-развлекательные центры земельный налог (арендную плату) следует уплачивать по ставке 1,5 процента (с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015).

Пример.

Организации предоставлен земельный участок для строительства и обслуживания торгового центра с автомобильной стоянкой. Площадь всего земельного участка 5 га.

Согласно приложению 5 к НК данный земельный участок относится по функциональному использованию к общественно-деловой зоне. В приложении 6 к НК предусмотрена ставка земельного налога для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, в размере 1,5 процента.

Следовательно, при исчислении земельного налога по данному земельному участку следует применить ставку налога в размере 1,5 процента ко всему земельному участку.

Применение ставки в размере 1,5 процента и коэффициента к кадастровой стоимости 0,015 для многофункциональных земельных участков, на которых расположены торговые центры, в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры, торговые объекты, входящие в торговую сеть.

Для многофункциональных земельных участков (например, предоставленных для содержания и обслуживания здания многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями административного и административно-торгового использования) и земельных участков, относящихся к общественно-деловой зоне, предоставленных и (или) фактически используемых для размещения объектов, по которым установлены различные ставки земельного налога (различные коэффициенты к кадастровой стоимости) (например, предоставленных для содержания и обслуживания торгово-делового центра, административно-торгового центра), ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежит применению к части площади земельного участка, приходящейся на капитальные строения (здания, сооружения), их части, фактически используемые для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть, независимо от того, кем такое фактическое использование осуществляется (собственниками капитальных строений (зданий, сооружений), их частей либо арендаторами и т.д.).

При этом расчет площади части земельного участка, по которой подлежит применению ставка земельного налога в размере 1,5 процента, производится путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, относящихся к торговым центрам, в том числе автомобильным стоянкам, обслуживающим эти торговые центры; торговым объектам, входящим в торговую сеть.

Расчет площади части земельного участка, арендная плата по которой исчисляется с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, производится путем умножения общей площади земельного участка на удельный вес площадей капитальных строений (зданий, сооружений), их частей являющихся торговыми центрами, в том числе автомобильными стоянками, обслуживающими эти торговые центры, торговыми объектами, входящими в торговую сеть, к общей площади всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке.

С учетом того, что торгово-деловые, торгово-административные, бизнес-центры не соответствуют критерию торгового центра, определенному Законом № 128-З, то для определения доли земельного участка, облагаемого по повышенной ставке земельного налога (арендной платы), принимается только площадь торговых объектов, входящих в торговую сеть.

Примеры.

  1. Организации предоставлен земельный участок для строительства и обслуживания торгово-делового центра с автомобильной стоянкой.

В решении местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка указана площадь земельного участка 5 га (5 х 10 000 = 50 000 кв.м.). Площадь всего здания торгово-делового центра составляет 7 000 кв.м., в том числе: площадь торговых объектов, входящих в торговую сеть – 4 500 кв.м., площадь торговых объектов, не входящих в торговую сеть – 1 300 кв.м., площадь офисов – 1 200 кв.м. Площадь автомобильной стоянки – 1 500 кв.м.

Данный земельный участок по функциональному использованию, согласно приложению 5 к НК, относиться к общественно-деловой зоне. В приложении 6 к НК для земельных участков, относящихся к общественно-деловой зоне, установлены ставки для размещения:

- торговых объектов, входящих в торговую сеть, – в размере 1,5 процента;

- иных объектов–в размере 0,55 процента.

Произведем расчет части площади земельного участка, по которой следует при исчислении земельного налога применить ставку в размере 1,5 процента:

50 000 / (4 500 + 1 300 + 1 200 + 1 500) х 4 500 = 26 470,6 кв. м. или 2,65 га.

Следовательно, при исчислении земельного налога по данному земельному участку следует применить ставку налога в размере 1,5 процента в части площади земельного участка 2,65 га. По оставшейся части земельного участка – 2,35 га (5 га – 2,65 га), следует применить ставку земельного налога в размере – 0,55 процента.

  1. Организации предоставлен земельный участок для строительства и обслуживания здания многоквартирного жилого дома со встроенным нежилым помещением. В указанном нежилом помещении – аптека, входящая в торговую сеть. В решении местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка указана площадь земельного участка 3 га (3 х 10 000 = 30 000 кв.м.). Площадь всего здания составляет 3 000 кв.м., в том числе площадь нежилого помещения (аптека) – 100 кв.м.

Данный земельный участок по функциональному использованию, согласно приложению 5 к НК, относиться к жилой многоквартирной и общественно-деловой зонам. В приложении 6 к НК установлены ставки для:

- жилой многоквартирной зоны – 0,025 процента;

- общественно-деловой зоны для размещения торговых объектов, входящих в торговую сеть, – 1,5 процента.

Произведем расчет части площади земельного участка фактически используемой для размещения аптеки, входящей в торговую сеть, по которой следует применить ставку земельного налога в размере 1,5 процента:

30 000 / 3 000 х 100 = 1 000 кв. м. или 0,1 га.

Следовательно, при исчислении земельного налога по данному земельному участку следует применить ставку налога в размере 1,5 процента в части площади земельного участка 0,1 га. По оставшейся части земельного участка – 2,9 га (3 га – 0,1 га), следует применить ставку земельного налога в размере – 0,025 процента.

Исчисление и уплата земельного налога по ставке 1,5 процента (арендной платы с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015) производится начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлен земельный участок (в случае, если земельный участок предоставлен в течение 2021-2022 гг.) и (или) начато фактическое использование земельного участка (его части) для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть. Исчисление и уплата земельного налога по ставке 1,5 процента (арендной платы в с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015) прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращено право пользования земельным участком и (или) фактическое использование земельного участка (его части) для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть.

По согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь сообщаем:

в части аптек:

общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, продажа товаров в аптеках отнесена к розничной торговле фармацевтическими препаратами в специализированных магазинах (аптеках, ветеринарных аптеках) (код 4773).

Согласно Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15.09.2020 № 59 (далее – Инструкция № 59), которая принята на основании абзаца четвертого подпункта 1.10 пункта 1 статьи 7 Закона № 128-З, аптеки отнесены к специализированным непродовольственным магазинам. При этом пунктом 9 статьи 1 Закона № 128-З определено, что магазин – это стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение.

в части автосалонов:

«Автосалоны» в соответствии с Инструкцией № 59 отнесены к специализированным непродовольственным магазинам по продаже автомобилей и автозапчастей.

Также следует обратить внимание, что исходя из определения понятия «торговая сеть», содержащегося в Законе № 128-З, два и более стационарных торговых объекта, в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), также формируют торговую сеть независимо от того, что непосредственно сами торговые объекты могут принадлежать разным юридическим лицам.

Справочно: например, под маркой какого-либо бренда на территории Республики Беларусь могут функционировать отдельные торговые объекты, принадлежащие различным юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям). В том случае, если таких торговых объектов в Республике Беларусь два и более, то данные организации подпадают под повышенное налогообложение.

Таким образом, ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежат применению по земельным участкам (их частям), относящихся к общественно-деловой зоне, на которых размещены:

- торговые центры (включая торгово-развлекательные центры), в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры;

- торговые объекты, входящие в торговую сеть (включая аптеки, автосалоны), в том числе при расположении таких торговых объектов в торгово-деловых центрах, административно-торговых центрах, жилых домах со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и т.д.).

Ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) не подлежит применению по земельным участкам (их частям), предоставленным (фактически используемым) для размещения:

- интернет - магазинов;

- пунктов выдачи товаров, не являющихся торговыми объектами.


Утвержден порядок зачисления транспортного налога

В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов бюджетов в 2021 году, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 02.02.2021 № 8, транспортный налог с организаций и физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивается в доходы республиканского бюджета на счета главных управлений, открытые для зачисления платежей, контроль за уплатой которых осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет организаций (код платежа 3113), по месту жительства физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (код платежа 3114).

Для плательщиков Минской области банковские реквизиты для уплаты транспортного налога по ссылке:

http://www.nalog.gov.by/ru/plateji-budjet-minskobl-ru/view/tranzitnye-scheta-dlja-zachislenija-platezhej-v-respublikanskij-bjudzhet-kontrol-za-uplatoj-kotoryx-26505/


С 2021 года установлены новые формы налоговых деклараций (расчетов)

С 10 февраля 2021 года вступило в силу Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 января 2021 года № 2 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 года № 2», которым внесены изменения в формы и порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов):

- установлены новые формы налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль для иностранных организаций и транспортному налогу;

- исключена форма налоговой декларации (расчета) по единому налогу на вмененный доход;

- внесены изменения и дополнения в формы налоговых деклараций (расчетов) по НДС, акцизам, налогу на прибыль, налогу на доходы, налогу на недвижимость, земельному налогу (суммам арендной платы за земельные участки) с организаций и другие.

Таким образом, по отчетным периодам, наступающим с 1 января 2021 года, налоговая отчетность должна предоставляться по новым формам.


Об ограничении физических лиц в посещении игорных заведений

В целях защиты физических лиц от игровой зависимости в Республике Беларусь введен механизм самоограничения игроков от посещения игорных заведений и участия в азартных играх, а также ограничения в посещении игорных заведений и участии в азартных играх по решению суда. Организаторам азартных игр запрещается допускать в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений.

Данный запрет обусловлен, прежде всего, высоким риском формирования у физических лиц игровой зависимости, негативно отражающейся на психическом здоровье человека и институте семьи.

Физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет путем личной подачи организатору азартных игр письменного заявления.

Подача заявления любому организатору азартных игр рассматривается как подача заявления всем организаторам азартных игр на территории Республики Беларусь.

В свою очередь организатор азартных игр в день подачи заявления вносит сведения о физическом лице, принявшем решение об ограничении себя в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх.

Физическое лицо может быть ограничено в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет по решению суда, то есть в судебном порядке, если физическое лицо вследствие участия в азартных играх ставит себя и (или) свою семью в тяжелое материальное положение.

Дело об ограничении физического лица в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх рассматривается судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения дел особого производства, на основании заявления.

Заявление в суд имеют право подать родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, опекуны, попечители, супруг (супруга) физического лица, а также иные лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство, прокурор, органы опеки и попечительства.

В заявлении необходимо изложить факты, подтверждающие, что гражданин, участвуя в азартных играх, ставит себя, свою семью в тяжелое материальное положение.

Копия вступившего в законную силу решения суда об ограничении физического лица в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх направляется судом в мониторинговый центр для внесения соответствующих сведений в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх, посредством использования специальной компьютерной кассовой системы.


Продлен мораторий на проведение проверок в отношении отдельных товаров, ввозимых в Республику Беларусь из Российской Федерации

Инспекция МНС по Минскому району информирует о внесении МНС дополнений в письмо от 16.01.2021 № 8-2-12/00090, согласно которым на проведение проверок в отношении ввозимых в Республику Беларусь из Российской Федерации товаров легкой промышленности, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки, духи и туалетную воду, шины и покрышки пневматические резиновые новые (далее - товары), распространяется мораторий.

В связи с чем, в период до 1 июля 2021 года не осуществляется административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих приобретение товаров на территории Российской Федерации на основании документов, легальность которых не подтверждена в информационной системе Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а также если маркировка средствами идентификации приобретенных товаров не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак».


О переходе на упрощенную систему налогообложения с 2021 года организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход

Министерство по налогам и сборам информирует, что проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – проект Закона) предусмотрено исключение с 1 января 2021 года из Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) главы 40, регламентирующей порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход (далее – единый налог).

В этой связи при принятии проекта Закона с указанной поправкой организации, являющиеся в 2020 году плательщиками единого налога, вправе с 1 января 2021 года перейти на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) в порядке и на условиях, определенных главой 32 НК, в том числе при одновременном соблюдении следующих требований:

валовая выручка организации за первые девять месяцев 2020 года и численность ее работников в среднем за этот период, определенные в порядке, установленном пунктом 5 статьи 326 НК, не превышают соответственно 1 538 843 белорусских рублей и 100 человек;

уведомление о переходе на УСН, предусмотренное частью второй пункта 2 статьи 327 НК и содержащее информацию за первые девять месяцев 2020 года, представлено в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 декабря 2020 года.


О деятельности, связанной с праздничными мероприятиями

Гражданам, желающим оказывать услуги, связанные с праздничными поздравлениями, нужно заранее оплатить единый налог и только потом отправляться по визитам на утренники, вечеринки и корпоративы

К видам деятельности, которые физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя относятся:

- деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;

- музыкально-развлекательное обслуживание и прочих торжественных мероприятий;

- деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;

- фотосъемка, изготовление фотографий;

- видеосъемка событий.

При принятии решения об оказании вышеперечисленных услуг необходимо:

- до начала оказания услуг подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности;

- уплатить единый налог (не позднее дня предшествующего дню начала предоставления услуг) за тот период (месяц), в котором будет осуществляться деятельность.

За нарушение действующего законодательства Республики Беларусь, выразившееся в неуплате или неполной уплате единого налога при оказании данных видов услуг, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, применяются меры административного воздействия в виде штрафа в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, можно получить по телефонам: 189 (стационарная сеть), (017) 229-79-79.


О корректировке сведений в системе маркировки

Об уплате индивидуальными предпринимателями НДС при ввозе товаров с территории Российской Федерации

Фиктивная регистрация ИП и ее последствия

МНС разработан пошаговый алгоритм действий субъектов хозяйствования при представлении сведений об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости

15 ноября – срок уплаты налога на недвижимость и платежей за землю

Инспекция МНС информирует субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот обуви

Налоговая инспекция в отношении маркировки остатков товаров информирует

МНС разъяснен порядок применения кассового оборудования с 10 октября 2021 года

О приеме наличных денежных средств организациям и и индивидуальными предпринимателями на торговых местах на рынках

О соблюдении законодательства Республики Беларусь (для аудиосообщений)

Об освобождении физических лиц от уплаты налогов при торговле на торговых местах

Мороженое и десерты без содержания молочных жиров и (или) молочного белка маркировке не подлежит

Об указании в ЭСЧФ признаков маркировки товаров Об указании в ЭСЧФ признаков маркировки товаров

О налогообложении доходов, получаемых физическими лицами-блогерами

О единых отпускных ценах на бланки документов с определенной степенью защиты

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 мая 2021 г. № 17 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243»

О введении маркировки товаров средствами идентификации с 08.07.2021 г. и внедрении электронных накладных

О маркировке товаров унифицированными контрольными знаками

О применении электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации

Функция «Личный кабинет физического лица» не требующая электронной цифровой подписи

Виды деятельности индивидуального предпринимат еля, которые могут осуществлять без регистрации

Налог за сдачу в наем жилых помещений

О заработной плате «в конвертах»

О регулировании предпринимательской деятельнос ти и реализации товаров индивидуальными предпри нимателями и иными физическими лицами

Освобождению от налога на недвижимость

О представлении в налоговые органы годовой отчетности и положения об учетной политике

Рекомендации субъектам хозяйствования по организации работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в системе контроля кассового оборудования

О применении норм Налогового кодекса в части земельного налога

Мониторинг как вид контроля

О маркировке обуви

О приобретении обуви на территории Российской Федерации

Апошняя змена 23.11.21
Друкаваць

Інтэрнэт-рэсурсы

Яндекс.Метрика