Адрес:

220073, г. Минск, ул. Ольшевского, 8

Режим работы

x

Режим работы
Понедельник-пятница
с 8.30 до 17.30,
обед с 13.00 до 14.00
Суббота-воскресенье - выходной

Телефон приёмной:

+375 (17) 270-50-24


Приём обращений от граждан и представителей юридических лиц осуществляется в каб. 215/7 в понедельник с 8.00 до 20.00, обед с 13.00 до 14.00, вторник, среду, четверг, пятницу с 8.00 до 17.30, обед с 13.00 до 14.00.

Заявления по осуществлению административных процедур принимаются в понедельник, четверг с 8.00 до 20.00, без обеда, вторник, среду, пятницу с 8.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00. 1-я и 3-я суббота месяца с 9.00 до 13.00 Воскресенье - выходной. Телефон для справок: 8 (017) 270 63 61, 8 (017) 270 33 50, 8 (017) 270 52 97.

Личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц начальниками структурных подразделений Минского райисполкома осуществляется в соответствии с утвержденным графиком

График проведения консультаций граждан, их представителей, представителей юридических лиц специалистами структурных подразделений Минского районного исполнительного комитета

Единый телефонный номер справочной службы «одно окно»: 142

 

Наши консультации

Страховой стаж?

Минимальный страховой стаж работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет установлен на уровне не менее 15 лет 6 месяцев в 2016 году. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Что же такое страховой стаж?

Страховой стаж - это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов. В страховой стаж не засчитываются, например, периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы, так как обязательные страховые взносы не уплачивались.

В страховой стаж для назначения пенсии не будут засчитаны и периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодателем не уплачивались или уплачивались не в полном объеме.

В соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию и ее размер обусловлены уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование установлен в размере 28 процентов от фонда оплаты труда, для работников - 1 процент заработка.

Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж и в заработок для исчисления пенсии. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются.

Для того, чтобы максимально оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, рекомендуем работникам пользоваться своим правом на получение информации из системы государственного социального страхования, в частности об уплате за них обязательных страховых взносов. По этому вопросу необходимо обращаться в районный отдел Фонда по месту жительства (по Минскому району: г. Минск, пр-т Партизанский, 52а) или по месту нахождения организации.

При отсутствии требуемого страхового стажа граждане могут рассчитывать лишь на назначение социальной пенсии, которая назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам - 65 лет.


Минимальный стаж работы для трудовой пенсии по возрасту

Законом «О пенсионном обеспечении» установлено, что право на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж) не менее 15 лет 6 месяцев в 2016 году. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Таким образом, длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2016 году необходимо было иметь не менее 15 лет 6 месяцев страхового стажа. Начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия назначается в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Страховой стаж - это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов.

В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии.

Отметим, что для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам, как и прежде, требуется 5 лет страхового стажа.

При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. С 2015 года такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам - 65 лет.


Кто имеет право на пособие в связи с осуществлением постоянного ухода за инвалидом 1 группы?

Согласно законодательству право на пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе имеют лица, достигшие 16 лет, но не старше 65 лет – мужчины, 60 лет – женщины, неработающие, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, постоянно проживающие на территории республики граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными.

Условия и порядок назначения и выплаты пособия определены Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2006 № 1149.

Постоянный уход предполагает помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает один и более раз в сутки.

Круг лиц, имеющих право на пособие по уходу, определен с учетом требований обеспечения постоянного (ежедневного) ухода и возможности осуществления такого ухода должным образом трудоспособным лицом. Также право на пособие по уходу увязано с отсутствием источника средств существования в связи с вынужденным оставлением рынка труда для осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным лицом. В связи с этим пенсионер, которому государство предоставляет такие средства (в виде пенсии) не может являться получателем пособия по уходу.

Размер пособия составляет 100 процентов (при осуществлении ухода за двумя или более нетрудоспособными гражданами – 120 процентов) бюджета прожиточного минимума, что соответственно составляет 1047500 рублей и 1257000 рублей.

Пособие назначается районным (городским) управлением по труду, занятости и социальной защите по месту жительства нетрудоспособного гражданина в рамках осуществления административной процедуры (по принципу «одно окно»). Лицу, осуществляющему уход, необходимо представить в указанный орган соответствующее заявление, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, медицинскую справку о состоянии здоровья заявителя, подтверждающую отсутствие психиатрического и наркологического учета и заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости лица, достигшего 80-летнего возраста, в постоянном уходе (в случае назначения пособия по уходу за лицом, достигшим 80-летнего возраста).

Более подробную информацию о порядке назначения пособия по уходу можно получить у специалистов отдела по назначению пенсий и пособий по тел. 2040164, 2047802.


Переводиться ли на пенсию по инвалидности?

Пенсионное законодательство Республики Беларусь не предусматривает возможности одновременного назначения двух пенсий одному человеку. Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается по их выбору одна пенсия.


Как действовать в случае, если установлена 1 группа инвалидности, а получаешь пенсию по возрасту? Переводиться ли на пенсию по инвалидности?

Для ответа на эти вопросы пенсионер вправе обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства по вопросу целесообразности перехода с пенсии по возрасту на пенсию по инвалидности. Но в абсолютном большинстве случаев перевод на пенсию по инвалидности 1 группы выгоден для пенсионера.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться гражданином в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Но следует помнить, что перевод с одной пенсии на другую производится со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле) районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. При этом любое официальное обращение за назначением пенсии или за переводом на пенсию другого вида оформляется письменным заявлением.

Таким образом, для перевода с пенсии по возрасту на пенсию по инвалидности, необходимо подать соответствующее заявление в управление по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.

Более подробную информацию можно получить у специалистов отдела по назначению пенсий и пособий по тел. 2040526, 2047896.


О повышении пенсий «за возраст»

В связи с часто поступающими вопросами разъясняем, что с 1 января 2012 года действует Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35 «О повышении пенсий».

Документом установлены доплаты к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим возраста:

«75 лет, – в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

80 лет, – в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту».

При этом к неработающим получателям пенсий относятся лица, получающие пенсии, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Отметим, что доплаты за возраст к пенсиям лиц, находящихся в местах лишения свободы, на государственном обеспечении и проживающих в государственных стационарных организациях социального обслуживания не устанавливаются.

При наличии права на возрастную доплату к пенсии, она устанавливается автоматически с 1-го числа месяца, следующего за месяцем достижения возраста 75 (80) лет.


Будет ли засчитан в стаж период работы во время летних каникул в колхозе и на каких условиях?

В связи с этим, разъясняем, что по общим правилам трудовой стаж для назначения пенсий исчисляется со дня приема на работу по день увольнения с работы.

Особый порядок исчисления стажа установлен для членов колхоза: работа до 1 января 1966 г. в качестве члена колхоза в течение календарного года засчитывается за год стажа независимо от количества отработанного времени и выработки установленного минимума трудового участия. На лиц, привлекавшихся к выполнению временных работ в колхозе, в том числе школьников, работавших в колхозе во время летних каникул, но не являвшихся членами колхоза, этот порядок зачета в стаж времени работы в колхозе не распространяется. Им стаж исчисляется в общем порядке по фактической продолжительности работы.


На каких условиях назначается пенсия гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

В целях сохранения гарантий, установленных законодательством СССР для работавших на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пунктом 4 Закона Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрено право выхода на пенсию на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, проработавшим ко дню введения в действие Закона (1 января 1993 г.) не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к этим районам.

Лица, не выработавшие до 1 января 1993 г. стаж указанной продолжительности, права на досрочную пенсию по возрасту за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в Республике Беларусь не имеют. Пенсия им назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста.

Что касается льгот по исчислению стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то пенсионное законодательство их не содержит. Льготное исчисление «северного» стажа было отменено ещё с 1 января 1992 г. Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».


Что делать, если документы о заработке утеряны?

Определение заработка для исчисления пенсии за периоды работы до 1 января 2003 г. производится по справкам о заработке, выдаваемым работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной работнику заработной плате, а с 1 января 2003 г. – подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.

Справка о заработке может быть выдана и архивным учреждением, если документы сданы на хранение в архив. В связи с этим, при невозможности истребования справки о заработке для назначения пенсии в связи с ликвидацией работодателя (коммерческой организации), рекомендуем обращаться в Минский районный архив (г. Минск, ул. Ольшевского, 8, каб. 118), если организация была зарегистрирована в Минском районе, или в ГУ «Минский городской архив» (г. Минск, ул. Берута, 20) по организациям, которые были зарегистрированы в г. Минске.

Но зачастую коммерческие организации, кооперативы, так быстро создаваемые в 90-годы, также быстро исчезали, не передавая документов правопреемникам и не сдавая их в архив.

В подобных случаях, при отсутствии возможности получения документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработной платы в конкретном периоде в определенном размере. При этом факт и причины несохранности документов о заработке должны быть подтверждены организацией, в которой протекала работа (правопреемником), и архивным учреждением.

Решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере в конкретном периоде, после вступления его в законную силу, принимается для исчисления пенсии наравне с другими справками о заработке.

Отметим, что в случае несохранности документов в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф и др. чрезвычайных ситуаций, по желанию обратившегося за пенсией время работы, за которое не сохранились документы о заработке, не включается в период работы, из которого исчисляется заработок для назначения пенсии.

Интернет-ресурсы

Яндекс.Метрика